Обратим еще раз внимание на то, что у Ногмова не сказано о тождестве АНТов и славян, что АНТы - предки славян. Зато он недвусмысленно указывает, что АНТы - это древние адыги, но, предвидя при этом критику в свой адрес, добавляет: «Мне было бы крайне прискорбно, если бы некоторые, читая эти строки, видели в них желание породнить моих соотечественников с Россией. Они увидят из следующих преданий, что две повести, происшедшие собственно у нас, перенесены греческими историками к восточным славянским народам» 15. Отсюда следует, что Ш. Б. Ногмов, во-первых, не только делает различие между АНТами и славянами, у него АНТы, во всяком случае, не что иное, как один из этнообразующих элементов адыгов. Во-вторых, Ногмов не во всем доверял АНТичным авторам, что делает честь нашему первому историку. В частности, анализируя сведения Н. М. Карамзина и полемизируя с ним, он: замечает: «...повесть о Лавритасе, кажется, перенесена несправедливо к славянам европейским, которые смешаны в повествовании с АНТами». Если аварский хан в летописи называется Баяном, Ногмов указывает, что «предание именует его Байканом» и что «имя Лавритас более походит на греческое, нежели на славянское, как заметил Карамзин». И далее: "Но имя Лавритсан (в последующих изданиях «Истории...» - Лавристан. - С. Б.) есть АНТское по окончанию, которое напоминает название народа и многие другие древние наименования урочищ, в которых оно находится, как-то: Баксан, Нарсан, Боргустан; имена князей также заключали в себе в древности этот слог, напр.: АНТинокопш...» 16. Как видно, Ногмов стремится обосновать, что историческая территория Кабарды - родина Лавритсана (Лавристана).
ссылка
Комментариев нет:
Отправить комментарий