В книге Иса Капаева "Бессмертная степь" (издательство "Аударма", Астана, 2008 год) Боргустан (Бургустан) упоминается неоднократно:
В 1644 ногайский князь Арсланбек собственными силами героически охранял крепость Бургустан, затем, объединившись с кабардинскими князьями, дал решительный отпор завоевателям. В этих битвах Арсланбек и его союзники пленили тысячи калмыков, убили предводителя войска Урлюк-тайши и его троих сыновей, остатки калмыцкого войска прогнали до самой Волги, от которого лишь двум тысячам удалось спастись, переправившись на другой берег реки. Но это только один эпизод воины. Калмыцкий Аюке-хан при поддержке Петра I особенно отличился в опустошении ногайских земель, в его бытность было уничтожено около ста тысяч ногаев. Малая Ногайская Орда почти два столетия вела непрерывную и неравную войну с калмыцкими тайши и царскими войсками. В этой борьбе ногаи иногда поддерживались крымским ханом, иногда входили в разные союзы с горцами: то с черкесами на Кубани, то с кабардинскими феодалами, то с чеченскими обществами.
-------------------------------------------------------------
Эвлия Челеби указал на проживание ногайцев и в крепости Боргустан, расположенной около современного города Кисловодска, рассказал о героической защите крепости арсланбековскими ногайцами от калмыков [11, 83]. Примечательно то, что крепость Ажи-кала тоже принадлежала мурзе Арсланбеку, личности, довольно известной по русским историческим документам. Арсланбек являлся сыном Казбулат-мурзы Касаевской Орды Малых Ногаев, он одним из первых дал отпор калмыцким тайше.Профессор В. Б. Виноградов в своём исследовательском труде «Мавзолей на холме» сообщает о ногайском архитектурном памятнике Борга-каш на реке Сунже. «Ныне Борга-каш — единственный в своём роде погребальный памятник во всем Предкавказье. Однако сравнительно недавно, в ХVIII—ХIХ вв., подобные мавзолеи высились ещё среди развалин крупного золотоордынского города Маджары, расположенного на реке Куме, близ современного г. Будённовска в Ставропольском крае. Они сохранились до наших дней лишь в рисунках путешественников» [12, 223]. В. Б. Виноградов в связи с этим приводит любопытные строки: «Предание, записанное Ф. С. Гребенцом (Панкратовым) в 1913 году, сообщает, что в мавзолее Борга-каш первоначально был захоронен властелин Татартупа (золотоордынский город — И. К.) Борга-хан — один из предводителей ногайских племен Золотой Орды, который переселялся из Татартупа на восток, к месту слияния Терека и Сунжи и умер в пути» [12].В этих сообщениях нам важна информация о топонимах. Названия мест в Карачаево-Черкесии — Боргустан (горное плато, на котором стояла крепость), балка Буралкы (Бора-халкы), название современного абазинского аула Эльбурган (в ХIХ веке на этом месте находился ногайский аул Эль-бораган, в результате эпидемии жители покинули эти места), кумыкского аула Брагуны (по-ногайски Бораган) в Чечне — топонимы одного происхождения и относятся к владениям чингизидских султанов Бора-ханов. Жителей верхней части современного аула Икон-Халк (старое название Токтамыш-аул) называют арсланбекей. По рассказам стариков, арсланбекеи пришли из Ажи-калы. Перечисляю неполный состав родов, входящих в эту группу: Булгар, Баракай, Уйсин, Кумук... По этим названиям видно, что они представляют ранние тюркские племена, обитавшие на Северном Кавказе. Бораганы, как владельцы непокорных крепостей, известны по средневековым хроникам о завоеваниях Хромого Тимура.
--------------------------------------------------------
О происхождении мамлюков Буржи существует довольно спорный материал. Одни исследователи относят их к кавказскому этносу, т. к. в материалах хроник они зовутся шаркасами, джаркасами, т. е. черкесами. Однако род бурше был наиболее известен среди западнотюркских народов. У ногайцев известна даже тамга. Род этот сохранился и у имевших ногайское происхождение казахов из младшего жуза (Шаккарим Кудайберди-улу, «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», 1911 г., издано на русском языке в Алма-Ате 1990 г.). Казахский ученый Шакарим Кудайберды-улы в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» приводит множество топонимов, связанных с этнонимом буьрш. Видимо, с этим этнонимом связаны приводимые в этой книге топонимы Бораган, Эльбурган, Боргустан, к ним можно добавить и этнотопоним дагестанских кумыков Альбури. Род Бурше имеет совсем древнее происхождение и связан с хазарским родом Борчоглу, Борчалы, Барсил (журнал «Возрождение», выпуск, посвящённый кумыкам) [35, 35]. На это указывает турецкий учёный Заки Валиди Туган (Хазарлар. Ислам Ансиклопедиси. стр.397).В Лаврентьевской летописи среди союзников хорошо известного в литературе хана Кончака перечислены знакомые по нашей книге половецкие династии Токсобичи (Токсоба), Колобичи (Колоба), Етибичи (Етиоба), Тортобичи (Тортоба), Торголова (Таргылоба), Улашевичи (Улаш или Алаш), и интересующие нас в данный момент Бурчевичи (Бурше). Орда Бурше хорошо была известна среди половецких объединений. Как и всякое кочевое объединение, будучи мобильной и склонной к мигрированию, эта орда в любой период могла попасть на Северный Кавказ. При войне с чингизидами кипчаки отступали не только на запад, одна из частей половцев сражалась на Кубани и в северокавказских степях, есть сведения о том, что какие-то осколки кипчаков отступили в сторону Дербента, а оттуда прорвались в Азербайджан. В топонимике Азербайджана они оставили три селения под названием Куманлы и несколько населённых пунктов, где присутствует даже название Буджаг [36].